Анонс
Где и как найти качественные сэмпл ...
Дайджест по правильному поиску ...
Читать подробнееЭту статью можно не только прочитать, но и прослушать:
MPC — аббревиатура словосочетания Music Production Center (ранее — MIDI Production Center). Передовой инструмент открыл продюсерам беспрецедентные возможности семплирования и создания секвенций. 32 года назад в Японии навсегда изменили представление о современной музыке и о том, как она создается. Хронология событий – в краткой истории Akai MPC.
Содержание
В конце 80-х годов популярность драм-машин резко возросла. Музыканты старой закалки, которым куда привычнее было играть на живых барабанах, поначалу видели в этих железках что-то совсем несерьезное, и уж точно не угрозу акустическим ударным установкам. Их предвзятое отношение сошло на нет, когда люди помоложе и без предрассудков изучили эти приспособления и заложили основы двух магистральных направлений танцевальной электроники — техно и хауса. С семплерами дела обстояли схожим образом.
В 1981 году E-mu Systems, за 10 лет до этого производившая компоненты для электронных музыкальных инструментов, представила на конвенции NAMM семплер E-mu Emulator. Годом позже Стиви Уандер стал счастливым обладателем самого первого 10-килограммового экземпляра с порядковым номером 0001. Эта модель использовалась в записи великих пластинок Майкла Джексона (альбом Thriller), New Order и Tangerine Dream, однако говорить о массовой популярности пока было рано. В момент релиза E-mu Emulator стоил $10000, через год — $8000. Далеко не каждый артист мог позволить себе подобный аппарат.
Классические драм-машины требовали понимания основ продакшна и музыкальной теории, а куда более понятные семплеры — существенных денежных расходов. Akai увидели незаполненную нишу на рынке и поняли, что могут закрыть ее инструментом, более доступным по всем показателям. К разработке привлекли Роджера Линна, в резюме которого уже значились спроектированные им LinnDrum и LM-1. В отличие от большинства аналогов, работающих на основе синтезаторной архитектуры, эти инструменты опирались на семплы настоящих ударных. Каждый, кто знаком с песнями Take On Me группы a-ha, Lucky Star Мадонны или альбом Принса Sign O’Times, слышали эти драм-компьютеры в деле.
В списке заслуг американского инженера была и противоречивая строка: Linn 9000. Инновационный гибрид семплера и цифровой драм-машины с MIDI-секвенсором и прорезиненными пэдами выглядел инструментом будущего, но век его оказался скоротечен. Подвела цена в $5000-$7000, и еще больше — слабая операционная система и ненадежные компоненты. Блок питания приводил к перегреву центрального процессора и устройство быстро выходило из строя, Linn Electronics честно выполняли гарантийные обязательства, отправляя покупателям новые Linn 9000. Два года фирма искала выход из патового положения: в 1985 году выпустила монтируемый в стойку LinnSequencer, в январе 1986 показала LinnDrum Midistudio — ближайшего родственника MPC. До конвейера дело не дошло, финансовый провал Linn 9000 нанес критический урон компании — в феврале 1986 года Linn Electronics объявила о банкротстве. Активы компании перешли корпорации Forat Music and Electronics, а самый ценный, в лице Роджера Линна, достался Akai.
В Токио давно наблюдали за делами заокеанского коллеги. Linn 9000 только убедил их в том, что Линна нужно срочно нанять в свою структуру. Годами позже, когда их сотрудничество останется в прошлом, а Akai выпустит MPC2000 и все остальные модели без участия американца, Роджер Линн поделится воспоминаниями в интервью порталу Sonicstate.com. «Это была взаимовыгодная партия, поскольку Akai нуждалась в проектировщике с идеями, а я не хотел заниматься продажами, маркетингом, финансами и производством, все это было налажено у японцев» — рассуждал инженер. Теперь он посвящал все время реконструкции Linn 9000.
Первенцем коллаборации стал вышедший в 1988 году MPC 60, с которого началась активная экспансия Akai в мир драм-машин и семплеров. На рынке доминировал E-mu SP-1200 — он появился на год раньше, стоил больше $10,000, и вписал себя в историю, как один из знаковых инструментов золотой эры хип-хопа. Правда, Akai MPC 60 превосходил ближайшего конкурента во всех аспектах: 13,1 секунд для записи и 128 заводских семплов, более высокое разрешение аудио, а цена — вдвое ниже. К тому же сами партии ударных получались куда более живыми, чем при программировании на драм-машинах. Возможность слегка выходить за рамки сетки и сбивать внутритактовое время с помощью функции свингования позволили битам зазвучать органичнее и живее.
Семплинг тоже развивался. До сих пор длинные петли считались обычным делом, поскольку не было девайса, который позволял их легко нарезать, редактировать и организовывать. MPC 60 умел сохранять короткие отрезки материала, упорядочивать их и воспроизводить как удобно пользователю. Каждый семпл мог назначаться на пэд и запускаться независимо от других одним нажатием. Спрос на MPC 60 диктовали его многофункциональность, относительно низкая цена и простота интерфейса.
Akai совместно с Роджером Линном совершили настоящую революцию — никогда еще электронный инструмент не был настолько прост для освоения музыкантом. Линн спроектировал устройство так, чтобы оно было понятно самоучкам, и закрывало нужды тех, кто не любил ограниченность драм-машин. MPC ввел в игру различные техники исполнения, реформировал стили музыки и пополнил список инструментов, которые изменили представления о том, как она создается.
Все это превзошло ожидания даже самого создателя MPC. В одном интервью Линн поделился: «Это феномен, который невозможно было предугадать. Кто мог подумать, что люди станут заниматься тем, что я называю объектно-ориентированной композицией. Вместо того, чтобы составлять и проигрывать все ноты самостоятельно, можно взять обрывки готовых произведений, записывая которые, кто-то уже взял на себя работу с нотами». Выражаясь на языке хип-хопа, который мог и не случиться без продукции Akai, MPC перевернул игру.
Инновации не заставили долго себя ждать. После перевыпуска оригинального MPC 60 в 1991-м, 1993 год принес полноправного преемника — MPC 3000. Он был основан на старом фундаменте, но приобрел ряд новых фич: набор интегрированных эффектов, более длительное время семплирования, увеличенный объем памяти, оптимизация работы с MIDI и большее количество нот на каждую секвенцию. Дальше пути Akai и Роджера Линна разошлись по банальной причине: руководители японской компании больше не хотели выплачивать изобретателю роялти. Сложно сказать, как разворачивалась бы их совместная деятельность дальше, но Akai со знанием дела продолжили следовать заданному вектору.
16 чувствительных к velocity пэдов с назначаемыми банками звуков, сотня сохраняемых секвенций, 16-голосная полифония, стереосемплер, MIDI-разъемы, встроенный дисковод для дискет — таковы были характеристики самого первого MPC. На сегодня они устарели, но придуманная Линном схема продолжает жить в рабочих станциях по сей день. Новые версии пополняют модельный ряд MPC каждые два-три года. На них же частично основаны популярные MIDI-контроллеры Akai MPK, а заодно и семплеры конкурирующих брендов. За 30 с лишним лет с выпуска новаторской рабочей станции Akai постоянно совершенствовали линейку MPC: отказ от дискет, расширение встроенной памяти, предустановленные библиотеки и редакторы, появление USB-портов, подсветка органов управления и многое другое.
Самая актуальная итерация — Akai MPC Live II, которая поступила в продажу весной 2020 года. Ее все так же можно интегрировать в обширную экосистему разнообразного софта от Akai, подключать к сторонним контроллерам и аппаратам, и она также может работать автономно. Яркий 7-дюймовый мультитач-дисплей, 8 выходов CV/Gate, поддержка соединений Wi-Fi и Bluetooth, гигантская библиотека инструментов и семплов на 16 Гб, а также интегрированные динамики — самостоятельный продакшн-центр, которому необходима только творческая натура человека и его руки.
Проще сказать, кто не использовал. Инструмент нашел место не только в огромном количестве музыкальных произведений, но и сам стал элементом поп-культуры.